МАСТЕРСКАЯ (ГАРАЖ)
Я никогда не вернусь к твердотельным (solid state) усилителям звука. Это так с того момента как я собрал свой первый ламповый усилитель в середине лета 2007 года. Он пришел на замену                «ЭСТОНИЯ-010-УМ», которая («Эстония» же!) переехала в реальный Гараж,  выполняя там свои функции до лучших времен: появления в гараже своего лампового усилителя.
Я не буду спорить с адептами другого класса техники: этой зимой я слушал CD на проигрывателе без имени, но через «топовый» оптический  кабель,  ветерана от Luxman и то же от Monitor Audio в конце. Звук был потрясающий, и того что есть у меня самого намного лучше…. Но желания вернуться к solid state нет.
Имеющим аналогичный опыт я делюсь своим.
Я утверждаю, что из деталей, находящихся в открытом доступе, можно собрать ламповый усилитель, приносящий НАСЛАЖДЕНИЕ.
Сначала я собрал РР (push-pull – усилитель с двухтактным выходом) на 6П14П – 6Н23П (экспериментировал также с 6Н2,1П это надо понимать так, что я «отслушал» две различные лампы: с цифрами 2 и 1 после Н).  Всего получилось 3 баллона на канал. Это изделие и отправило «Эстония-010-УМ» в гараж: звук не сравним! Первый положительный опыт подтвердил правильность ожиданий. Я не поленился, применив раздельное  питание каналов и сглаживающие дроссели. Прямые материальные затраты составили 100 (сто) рублей. Столько стоили две радиолы «Ригонда-102М», купленные мною «с рук». В наименовании буква М важна: я заметил, что без буквы М радиола имеет однотактный выход. Вместе  с тем, однажды я встретил и исключение: в радиоле «Ригонда-102» был двухтактный выход, но с одним динамиком НЧ. Это к сведению последователей.
Из каждой радиолы взяты по два трансформатора: силовой  и выходной звуковой.
Далее, потребовались два дросселя на несколько Генри. Донорами стали ламповые телевизоры с большой диагональю экрана. Телевизоры я нашел на свалке. Это телевизоры второго класса, 1-го класса мне пока не попадались. Дроссели имеют номинал 5 Гн и рассчитаны на ток 80 мА, что для питания одного канала достаточно, хотя и впритык. В телевизорах с малой диагональю экрана дросселей питания на такой номинал нет. Там есть дроссели  с двумя обмотками, но я такой вариант в РР не пробовал. Я пробовал их в SE (single ended – однотактная схема выходного каскада – про такой усилитель далее), но там мне они не понравились по влиянию на звук. Это стало причиной того, что двухобмоточные дроссели от ламповых телевизоров  я  не стал применять и впоследствии.
Резисторы и конденсаторы применил те, которые оставались после разборки поименованных аппаратов и которые накопились сами собой. Ничего экзотического для звука не использовал.  Хотя нет, стоит отметить  два момента в части комплектации первого изделия. Первое, со времен разборки каких-то военных приборов у меня оказались четыре конденсатора 74 года выпуска  К73П-2. Причем конденсаторы одинакового типа оказались двух различных вариантов исполнения: цилиндрические  и кубической формы «а ля МБГО». Названный тип конденсаторов применил по две штуки на канал или в качестве входных разделительных, или в качестве межкаскадных после первого каскада усиления по напряжению. Лучшего варианта для разделительных у меня не было в наличии, и я их поставил «наобум» туда, где как мне казалось их влияние наиболее благотворно на звук. Второй момент это наличие у меня конденсаторов типа МБГО на 20 и 30 мкф подходящих напряжений: 300 В. Этими конденсаторами я шунтировал 2 из 3 электролитических конденсатора в цепях анодного напряжения в каждом канале. Более или других типов элементов для этих целей у меня не оказалось. Другие разделительные конденсаторы были обычные К73-17.  Резисторы применял МЛТ или зеленого цвета от упомянутой ламповой техники. Тип последних резисторов еще мною не определен (я не ставил себе такую цель, а само собой это не произошло).
В качестве схем изделия было опробовано 6 вариантов, все из Интернета и технической литературы,  в т.ч. от Сергеева, от Манакова, т.н. Long Tail Pair («длинный хвост» - оставляю такую трактовку этого термина для использования здесь и далее, хотя правильная будет "парафазная схема с общей катодной нагрузкой") для каскадов усиления по напряжению и вращения фазы, т.н «согласованный фазовращатель». Перечислено 4,  но шесть получается из-за того,  что были опробованы модификации схем в части номиналов резисторов, т.е. режимов работы лампы первых двух каскадов.
Результаты. После двух лет экспериментов я остановился на схемах практически одинаковой топологии в обоих каналах, но с разными режимами работы. Это меня ничуть не смущало: разницы я не слышал, потому и доводить каналы до полной идентичности я не стал. Дополнительной причиной была та, что с этим усилителем до самой его «кончины» я находился в состоянии экспериментов, сравнивая звучание каналов и стараясь определиться с предпочтениями.
Собственно выходной каскад в обоих каналах не отличался один от другого. С помощью резисторов 3 Ом в анодных цепях я подобрал пары выходных ламп 6П14П по возможно близкому падению напряжения на указанных резисторах, т.е лампы при одинаковых напряжениях смещения обеспечивали одинаковый (с известной степенью погрешности) ток в анодной цепи . Также на исходе периода поисков своего варианта схемы усилителя, я приобрел вместо названных лампы EL84EH от Electro-Harmonix. Они были  уже подобраны (за отдельную наценку) в пары по около 20 ам.денег. за штуку.   Значительной разницы в звуке я не услышал, но на расходы шел намеренно, полагая, что траты датут себя знать в дальнейших изделиях. Так оно и вышло. Еще важно отметить про выходной каскад это то, что, так  как у меня были  выходные трансформаторы с отводами, то я использовал так называемое "ультралинейное" ,  а не триодное включение пентодов.
Лампа на входе в усилителе такого типа выполняет две функции: усиления по напряжению и получение двух идентичных напряжений с противоположными фазами. Соответственно и каскадов на лампе реализовано два.  Мне кажется, что собранная мною схема для входной лампы с названными функциями совпадает с известной схемой «согласованный фазовращатель» для правого канала, и аналогичная топология,  но с разделительным  конденсатором между каскадами и резистором для подачи напряжения смещения и тоже для создания этого напряжения во втором канале (см. схему ниже, прошу прощения за низкое качество. Здесь она носит справочный характер, потому считаю это допустимым). Различия между левым и правым каналом  были в номиналах использованных резисторов.
Как видно из приведенной схемы рабочие точки каскадов выбраны с достаточно большими токами: нагрузка в первом каскаде составляет 8 кОм, во втором – по 7,5 кОм в аноде и катоде. Падения напряжения на лампах  (т.е. разность потенциалов между анодом и катодом) обоих каскадов я умышленно довел до 107 и 102 В, соответственно. На рисунке в части перечня элементов можно различить номиналы остальных резисторов. Здесь "правит" перечень элементов над номиналами в собственно схеме: схема была нарисована до настройки и окончания "жизни" изделия по этой схеме. Видна пометка «разборка 29.05.2010», т.е. изделие с даты первого включения 2.02.2007 прожило почти 3 года.
Справа на рисунке приведены наименования марок использованных конденсаторов: JAMICON относится к электролитическому конденсатору (здесь не показан) в цепи автосмещения выходных ламп 6П14П (позже EL84EH), К73-17 – разделительный межкаскаждый,   К73П-2  - разделительные после фазоинвертора. К42У-2 у меня всего был один (т.е непарный), почему и где он работал из памяти уже стерлось. Мне кажется, что я в одном из периодов экспериментов ставил его в шунтах по питанию, благо его номинал составлял 630 В.
Здесь же на рисунке видны номиналы трех электролитических конденсаторов (все старых типов из аппаратуры см. выше) и шунтирующих их типа МБГО. Более полезных для звука конденсаторов типа МБГП и выше в распоряжении просто не было.
Так обстояли дела с основной частью одного, пусть левого, канала.
Про схематическую особенность правого канала см. выше. В первом каскаде я остановился на резисторе номиналом 26 кОм (это по измерениям мультиметром STURM на то время). Номинала резистора в аноде и катоде в архиве не сохранилось, однако первоначально, что-то мне подсказывает, что это было 47 кОм. После я намеренно снижал нагрузку второго каскада. По косвенным признакам, основываясь на записях, делаю сейчас вывод, что окончательно номинал этих сопротивлений был почти 28 кОм. Из чего я делаю такой вывод? Сохранились записи режимов каскадов: первый каскад 86 В, второй каскад – 75 В. Все – напряжение анод– катод. Плюс сохранилась запись про анодный ток во втором каскаде в 3,13 мА. Получается, что на катодном резисторе во втором каскаде падает напряжение 86 В плюс напряжение смещения для рабочей точки, скажем 2 В. Итого 88 В, отсюда для известного тока названная выше величина.  Такой номинал хорошо согласуется с моими воспоминаниями о  том, что номиналы нагрузочных сопротивлений в первых двух каскадах двух каналов существенно различался. В моем случае в 4 раза. Собственно, эту разницу я и пытался ощутить на слух.
Отмечу еще одну особенность. К моменту «экспериментов в разгаре» с номиналами у меня уже были книги М.Торопкина. Там я и подсмотрел использование батареек для организации напряжения смещения лампы. В силу конструктивных особенностей моего изделия и упоминания автора о том, что с точки зрения минимизации шумов лучше заземлить катод, я установил батарею в цепь сетки. Из рисунка видно, что, по меньшей мере, в одном канале последовательно с батарейкой установлен дополнительный резистор. Из-за стремления к максимальной идентичности думаю, что и во втором канале он также присутствовал.
Как видно из схемы я выбрал лампу 6Н23П для первых двух каскадов. Какие лампы были у этой в «конкурентах», я уже рассказал. Позже я купил уже подобранные лампы и с «кошерным»  индексом ЕВ. Их состояние по сравнению с исходными лампами сейчас называют «NOS – New Old Stock» – состояние новых, но со склада. До этого слушал и выбирал из того, что досталось от разборки. Не припомню того, что установив купленные лампы, заметил разницу в звуке.
Очень долго мои предпочтения были на стороне 6Н2П. Я отслушал их несколько штук, но почему ушел к «другой», в памяти не сохранилось. По всей видимости, подобрав режим лампы и получив хороший звук для себя, перестраивать каскад и искать что-либо лучшее я просто не стал: закончились отведенные на это изделие 3 года.
Еще одной особенностью схемы стала организация питания накала слаботочных  ламп. Меня силовой трансформатор устроил тем, что помимо достаточной для питания одного канала мощности он имеет две обмотки питания накала ламп: мощную и слабую. В оригинальной схеме радиолы-донора «Ригонда-102М» на отвод слаботочной накальной обмотки подан постоянный потенциал величиной 29 В через резистивный делитель от шины питания. В ходе экспериментов по снижению шумов в изделии я для себя остановился на значении в 14,5 В.
Приведу еще некоторые соображения о топологии построенной схемы в части ее достоинств. Прежде всего, это минимальное количество деталей. Как видно, нет входного разделительного конденсатора и резистора в цепи катода там же. Любители максимализма во всем могут взять это себе на заметку. Конечно, там же появился дополнительный резистор Rдоп, но при желании его можно исключить. Второй ОГРОМНЫЙ плюс схемы это отсутствие общей обратной связи, что также на «мельницу» максималистам от звука, а значит и на мою. Собственно, это стало исполнением поставленной изначально мною себе задачи: построить максимально простое изделие с достойным ЗВУКОМ.
Итак, а что же я получил в результате?! Приведу некоторые из записей, сделанных по ходу  настройки изделия. После первого включения изделия по схеме согласно рисунка здесь, но с исходными, из Интернета, номиналами, читай режимами для лампы 6Н2П и после замены одной лампы на другой образец с "военной приемкой", читаю: «звук при этом стал прозрачней, басов прибавилось».
И так, начиная с 2.07.2007 по 10.10.2009, момента окончания основных экспериментов со звуком.
Ставлю очередной образец 6Н2П, читаю: « звук на СЧ (средние частоты) очень разборчив, особых верхов, похоже, нет. Звук достойный». О пришедшей этой лампе на смену другой лампе написано: «Очень хороша деталировка инструментов. Середина внятна. ВЧ (высокие частоты) очень деликатны». Еще: «канал, собранный по одной схеме, демонстрирует более прозрачный звук. Но пока есть какая-то «грязь». Работать с РТ (рабочая точка)». В другой день: «вариант одной из схем с дросселем только в цепи питания слаботочной лампы не пошел: звук стал вялым». Последователям на заметку!
Вот еще: «схема (та, что приведена здесь) зазвучала сразу лучше (по сравнению с «длинным хвостом»)! Прибавились верха, середина, может быть, повысилась чувствительность. Может быть по сравнению со схемой другого канала не хватает разборчивости на «густой» фонограмме. После прогрева усиление практически сравнялось (между каналами)». Здесь уже «правит бал» лампа 6Н23П.
На этом закончу про отладку схемы.
Как и что слушал. Транспорт – ноутбук от Ай-Би-Эм со звуковой картой от CREATIVE LABS, модель Audigy 2 ZS, формфактор PCMCIA. Стоимость в 2007 году порядка 120 ам.денег, т.е. в плане звука совсем начальный уровень, но на порядок выше встроенного звука от Intel.
Далее самодельный  кабель из витой пары кабеля кат. 5 по тому же Торопкину и Co. На окончаниях кабеля разъем 3,5 мм стерео и разъемы RCA по 150 рублей от CANARE,  модель F-09, конечно, fake (подделка).  Благодаря настоящей статье только что  узнал, что эта фирма почти из США и почти Mercedes в разъемах.
Собственно изделие подробно описанное выше. На выходе установлены приборные клеммы М5 с отверстием по диаметру штифта клеммы, в которое (отверстие) установлен кабель 4 мм² OFC (oxygen free copper – безкислородная медь). Изготовлен в Германии,  марку не помню, цена порядка 2 евро за метр, продавец кто-то у «Пяти углов» в Ленинграде в 2004 году.
На окончании названного кабеля - Mirage Five (настоящая Канада) за 600 ам. денег в 2002 году, двухполосные, чувствительность 90 дБ/м. Подключение к изделию по паре (не bi-wiring) проводников названного кабеля.
Из источников также играли: «вертушка» Радиотехника-001 (0-ЭПУ-82СК), переделанная частично по Р. Кунафин, ж. «Радио» №№ 5 и 6 1997,  с головкой ГЗМ-043.   Про переделку я расскажу дополнительно. В качестве корректора использовался таковой от «ЭСТОНИЯ-УП-010», который предварительно пришлось починить: в одном канале с «рождения» стоял бракованный полевой транзистор на входе.
Играла дека от AIWA  модель AD-WX929 и то же тюнер модель XT-950.
Как видим, все источники весьма начального уровня. При всем при этом,  замена оконечных усилителей (описанный здесь ламповый вместо «ЭСТОНИЯ»), переход от встроенного звука в ноутбуке на звуковую карту там же, переделка «вертушки», все это слышалось и ощущалось отличие в лучшую сторону сразу после установки.
В качестве звукового материала и стилей все было традиционно для меня: все то, что я обычно слушаю. Это блюз и классический рок-н-ролл и хард-рок. 
Вместе с тем, чтобы сравнения при настройке изделия были корректными, я намеренно при настройке брал в качестве источника ноутбук со звуковой картой и «консервы» из музыки (МР3 160 кбит/с) от Дж.Кокера.
Когда все было отстроено и подогнано в схемах обоих каналов до состояния, подробно уже описанного выше, пришел ПРАЗДНИК. Звуковая карта с изделием на выходе раскачивала MIRAGE  на все 40 кв.м квартиры и далее за ее пределы. Звук был чистый, искажения не заметны до определенного уровня громкости, басы потрясающе глубокие и упругие, без бубнения, ограничений по высоким частотам не ощущалось.
Что касается предпочтений конкретного канала, то как мы помним,  каналы имели разную топологию и разные режимы первых двух каскадов. Так вот, в плане предпочтения по звуку мне нравился более тот канал, в котором были более низкие, по сравнению с соседним,  сопротивления в нагрузках.  В таком канале присутствовала более прозрачная звуковая картина, а басы ближе к моему вкусу: очень мощные и глубокие.
Из неприятностей и неожиданностей при сборке первого лампового изделия. Таких припомню два момента.  После сборки и начального прослушивания задымился силовой трансформатор в одном из каналов. На всякий случай поменял трансформатор, благо с заменой проблем не было: к тому времени я уже купил с рук или мне просто подарили штук пять «Ригонд». Трансформатор на всякий случай из изделия убрал, но виновником оказался конденсатор МБТ на 630 В, установленный параллельно первичной обмотке. Этот конденсатор «перекочевал» вместе с диодной сборкой из «Ригонда». Второй момент был более тяжелым: в какой-то момент «поиска» звука оборвалась одна из обмоток звукового трансформатора. Все. Более ничего не горело, не плавилось, ошибок в монтаже не было, лампы не выходили из строя за исключением случаев, когда они были уже плохими в момент их установки в изделие.
Далее (позже, после завершения публикации сайта) поделюсь опытом построения SE на 6С45П  от Торопкина М. и Co. и расскажу о модификации описанного выше изделия.
 
Сегодня, 28-го сентября 2011 года, выкладываю упомянутый выше SE на "стапелях". "Заложено" два таких экземпляра, практически идентичных между собой. Различия состоят в годах выпуска и состоянии (NOS или used) используемых ламп, конструктивных отличий ламповых панелек, клемм на акустику и других мелочей. Буду вас держать в курсе строительства, выкладывая фото. Здесь, в качестве эксперимента, фото с моего SE Vivaz (см. статью MOBILES). Если качество не оправдает себя, буду пользоваться "зеркалкой".
"Винил SE-1" на "стапелях". 28.09.2011
"Винил SE-1". Перед началом паечных работ. 6.10.11
     Видно, что инструмент HAKKO 455 и паечный материал из Франции radiel FONDAM  Sn96Ag4. "Кошерно" ли паять таким припоем Hi-End я пока не знаю. На форуме от GSMМAСТЕРов ответа  я так и не получил... . Ну что ж, соберу, "отслушаю" и расскажу.
Прослушивание "Винил SE-1"  
     Ну вот,такое время пришло. Первый из двух "Винил SE-1" собран, включен и настроен. Из фото видно, что наружной фальшпанели нет: на этапе конструкторской разработки была допущена ошибка. Сейчас ее устраняем и будет новое фото с окончательным внешним видом.
     Система для прослушивания уже описана выше. Здесь ее можно видеть: колонки, Т-42 со звуковой картой в качестве транспорта, акустический кабель (виден в одном месте) , межблочный кабель (
изготовлен заново и будет положен в коробку с готовым изделием. Представляет собой самодельный кабель из витой пары 5 кат. по упомянутой выше технологии с позолоченным стерео разъемом 3,5 мм на одном конце и разъемами RCA на другой. Все класса low end из обычного Интернет магазина с возможностью дальнейшей замены на компоненты более высокого качества самим потребителем). Кстати, тут же упомяну особо, что возможность замены компонентов на компоненты более высокого качества является одним из основополагающих параметров конструирования моих изделий.
      На Новый Год получены от Деда Мороза новые ДВД-диски, которые легли в основу звукового материала для настоящего прослушивания. Два битрейта прослушаны: 192 и 448 кбит/с. Жанры: блюз, рок и The Doors.
      Впечатления. Одно:
не ожидал! Уровень сигнала со звуковой карты позволяет получить выходную мощность достаточную, чтобы услышать все и насладиться звуком. Отслушал подряд 6 дисков и не устал.  Картинку с дисков вывел для пущего впечатления на экран 25". Очень деликатный бас, проработанность всего частотного диапазона, деталировка и хорошее разделение.

      Использование несколькими днями ранее в качестве транспорта смартфонов, в том числе iPod с последней ОС, много хуже варианта выше. Например, уровень сигнала с выхода моего VIVAZ  очень мал, "огрехи" звуковых карт таких источников не позволяют изделию создать то впечатление от звука, на которое оно способно.
     Но вместе с тем, в качестве "начального уровня" такой тип транспорта возможен, так как дает приятный звук. Дополнительно надо иметь ввиду, что такой транспорт  не "раскачивает" изделие до максимальной выходной мощности.

     
Теперь ждем изделие номер два и сравниваем звучание: там топология и комплектующие будут несколько  другими.
     
Новая тема: альтернативная акустика для изделия "Винил SE-1"
      "ВинилSE-1" обладает малой выходной мощностью. В качестве меры борьбы с этим недугом есть применение головок с высокой чувствительностью. С этой целью 30.12.2011 в гараже было организовано прослушивание нескольких головок: 4ГД-4 и 4ГД-28. Система для прослушивания на фото ниже и  частично совпадает с системой описанной выше.
      Итог: 4ГД-4 две штуки умерли на прослушивании: мощности "Эстонии-УМ-001" вполне хватило на то, чтобы полностью оборвать уже надорванные диффузоры по периметру. Этого не скажешь про других подопытных: они шкворчали,но держались.
      4ГД-28 попались из одной партии (на фото), но как и "обещано" в Сети с разными собственными резонансными частотами: 63 и 80 Гц (так же на фото).
      Впечатления: подтверждено, что  головки являются широкополосными и обладают высокой чувствительностью. Без акустического оформления говорить о глубине басов безсмысленно.
      Вместе с тем, моя уверенность в том, что такие головки можно использовать для строительства акустики для совместного использования
с "Винил SE-1" и им подобными только укрепилась.
     Публикую первые результаты  конструирования  высокочувствительной акустики в соответствии с поставленным техническим заданием, параметры которого продиктованы характеристиками SE-01: его малой выходной мощностью.
      Мне повезло: в руках оказались корпуса от ламповой радиолы 3-го класса. Название не помню, по всей видимости какой-то "Рекорд" или "Контата". Радиола комплектовалась двумя драйверами (впервые использую этот термин вместо привычного "динамик") типа 1ГД36 или 40.  Мне повезло вторично в том, что в руках оказались две головки с частотой собственного  резонанса 100 Гц, которые стали "низкочастотным звеном" построенной акустики. На фото снизу и слева это драйвер со Знаком качества СССР. Второй драйвер это 1ГД40 с частотой собственного резонанса 140 Гц. Это те драйвера, которые оказались доступными.
      Идея, положенная в  конструкцию акустики, не нова: это "двухполосное звуковоспроизведение" а ля В.Шоров и акустическое оформление (АО) под названием "открытый ящик" (ОЯ). "Координаты" первой части идеи видны на фото слева: это ж.Радио № 4 за 1984 год. Достоинства и недостатки открытого ящика известны давно и обсуждаться не будут.
      Теперь о технологии конструкции. Предполагается, что вы знакомы с упомянутой статьей, иначе вам будут не понятны некоторые моменты. Катушку индуктивности намотал на магните драйвера низкочастотного звена, предварительно закрепив (клеем ПВА "Момент") на нем бумажную изоляцию. Ширина бумаги равна 38 мм, что чуть больше собственно высоты магнита драйвера. Такая особенность пригодится далее. Катушка вместила 16 витков провода (Cu) в лаковой изоляции диаметром 1,2 мм.  Излишки бумажной изоляции по периметру надрезаны и загнуты на верхние витки. Витки закреплены с помощью широкого скотча и его излишки срезаны. Смотрите фото вверху. Индуктивность катушки - as is, т.е намотана и не контролировалась на данном этапе. То же разделительный конденсатор фильтра. Доступным оказалось создать емкость в 11 мкФ из МБГП и К73-17. Последний не знаю на сколько "кошерно"  для акустики, но установлен чтобы получить более близкий номинал относительно заявленной в статье величины в 35 мкФ. Другие "мелочи" из статьи: полярность -  учтена, синфазность подключения катушки - не контролировалась ввиду "эскизности" данного этапа.
     Внешний вид  - на фото справа.  Понятно, что это не в чистом виде ОЯ, а "очень" открытое оформление.
      Теперь про собственно звук. Он - превосходный, и оставил позади промышленные системы из страны народной демократии конца 80-х (черная передняя панель) и акустический экран на 3ГД38Е  на фото вверху (упомянутое выстроено в ряд). Источник - мой "зверек" VIVAZ, "мотор" драйверов - штатный для Гаража: "ЭСТОНИЯ-010" (на фото  вверху справа). Хорошие, сбалансированные по спектральному составу треки воспроизводятся очень хорошо. Другие эпитеты, присущие ОЯ,  здесь также имеют место: прозрачность, воздушность, открытость. Да, басов мало, но это не является здесь недостатком. Тем более, что меры по их увеличению еще не исчерпаны.
      Я планирую закрыть наглухо переднюю панель (как минимум, а может быть и некоторые боковые по наличию материала). Также в Гараж будет привезен и отслушан совместно с этим вариантом готовый SE-01, о чем "отрапортую" дополнительно.

      Ниже через тему с отступлением - номер 1 SE-01 уже "трудится" в квартире, правда в малой комнате, но зато в непосредственной близости к рабочему столу: всегда регулятор громкости под рукой!
 
      
Рассказ  о модернизации  "Радиотехника-001" по  Р.Кунафину   (ж. Радио №№ 4 и 5 1997 г.)
      Целью модернизации было устранение факторов, вызывающих мое недовольство: искажения, рокот.
      При модернизации я ограничился аспектами разумности и собственными технологическими возможностями.
      Главным из сделанного стало:    
1.  Удалил блок питания из корпуса (о чем не пожалел).
2.  Заменил пассик согласно рекомендаций Автора.
3.  Выполнил развязку панели ЭПУ от корпуса.
4.  Задемпфировал панель ЭПУ изнутри. Рекомендованный  оргалит и герлен не нашел. Потому ограничился фольгоизолом толщиной 6-8 мм на клеевой подложке. Последнее обстоятельство оказалось технологически весьма кстати.
5.  Плата управления и коммутации переделана согласно рекомендациям., в том числе конденсаторы С13 - С15 заменены на К73-17. Выходные транзисторы токовых ключей КТ801 подобраны по коэффициенту передачи. 
6.  Блок привода переделан согласно рекомендациям, за исключением рекомендованного дополнительного многослойного экрана из пермаллоя для защиты головки звукоснимателя. Основания банальны: я не нашел такого материала.
7.  Тонарм разобран и отрегулирован в объеме, определенном и ограниченном моими технологическими возможностями.
8.  Головка оставлена модели ГЗМ-043 образца 1987 года из Тбилиси.
9.  Предусилитель-корректор (ПК) используется внешний, размещенный в предварительном усилителе "ЭСТОНИЯ-010-СТЕРЕО".
10.Заменены провода в тонарме от головки по рекомендованной четырехпроводной схеме. Использован провод МГТФ диаметром 0,3 мм.
     Резюме: звук стал заметно лучше. Дополнительно сделан шаг на пути модернизации звукового тракта в части возможности использования внешнего ПК. Таковым планируется сделать усилитель на лампах.
     Параллельно с назваными работами я уменьшил габариты проигрывателя путем переноса левой боковины на 30 мм. В результате ширина проигрывателя вместо 480 мм стала 450 мм и совпадает с габаритом крышки. Целью этой работы стали соображения эстетики (480 мм на мой взгляд избыточны). В результате изделие стало выглядеть более компактным. 
Ставлю перед собой следующую задачу:  отчет об оснащении радиомастерской на собственном примере. На уже опубликованных фото видно два рабочих места. Это темный угол с паяльным оборудованием и светлый широкий стол с размещенным на нем проигрывателем и на втором плане двухканальный осциллограф-мультиметр АКИП-4113/2.
О другом оборудовании и муках по его подбору и покупке и пойдет мой запланированный рассказ.
Ниже это не обещанное, а лирическое отступление на тему акустики для SE-01
     Не могу не поделиться тем, как может работать SE-01, конкретно мой первенец в этой серии под №1. Ниже фото инсталляции, пусть и временной. Вчера попробовал, послушал, понравилось, а потому сегодня закрепил драйвера на стене. Звук - потрясный через эти 30-летние изделия, такие маленькие, но Made in Japan без "дураков, тогда еще Китая не было. Акустика практически открытого типа, а близость к стене придает ей подобие акустического щита со всеми присущими ему плюсами. Драйвера "номинированы" на 3 Ом (их "папа" виден на фото посередине - это 2-х кассетник, батарейный, потому и номинал такой не ГОСТовский). Для комнаты 8 кв.м - мощности изделия вполне хватает. Звук по сравнению с "каменным" штатным усилителем не узнать: появился стерео эффект, деталировка, басов хватает. Для отдыха и прослушивания, особенно в позиции напротив на расстоянии 1,5 м, очень подходяще. Источник  - мой "зверек" VIVAZ  - виден где-то рядом.  Я хочу сказать, что потенциал для повышения качества и звукового давления есть: помним, что зверек обладает малым уровнем сигнала на выходе и все-таки это всего лишь смартфон, пусть и от  SONY!
Как видим для по-настоящему хорошего звука ничего экзотического не нужно: нужна сбалансированность системы.  Приличный источник,  однотактник в продолжение, открытая акустика начального уровня и  ... satisfaction guaranteed! Так что вперед, дерзаем дальше!
13-02-17. Твик CD753 Phillips
Очень хорошие результаты. Использовал информацию от Lampizator, www.diyaudio.com/forums/digital-source/11395-cd723-753-tweaking-11.html и аналогичные.
Главное:
1. отключить ОУ на выходе.
2. заменить конденсаторы БП, АЦП, выходные.
3. возможно, второстепенное, проделаны дополнительно некоторые шаги согласно журнала ниже. Эти шаги инспирированы информацией, почерпнутой из Интернета на тему апгрейда этой модели.
________________________________________________________________________________________

5-04-16

POWER SUPPLY

1. C2254&C2258 are made Nichicon FG 4700@16V
2. C2254&C2258 are bypassed by K73-17-0,1 what is bad from high-frequency point of view. Replace for WIMA or FKP et al.
3. R3260 is short ccted by wire
4. BC-1-1 K is switched between pins 2&3 of the L7805 regulator

5. R 3502, 3503 and 3504 are made BC-0,25-33-36 Ohm (when available change for 22 Ohm of higher grade)
AUDIO
6. C2507, C2508 are K71-4@1 mcF
7.  C2501 is made OSCON 390@6,3V

8.  C2502 is made OSCON 390@6,3V
9.  C2515 is made OSCON 390@6,3V
10.C2524 is made OSCON 820@4V
11.C2503 is made WIMA FKP2 0,033@63V
12.C2504 is made WIMA FKP 0,033@63V
13.C2516 is made WIMA FKP 0,033@63V
14. R3537 is lifted to disconnect Opamp from the PSU
15. R3538 is lifted to disconnect Opamp from the PSU

02-01-17
2. C2254&C2258 are bypassed by K73-17-0,1 what is bad from high-frequency point of view. Replace for WIMA or FKP et al.

These are changed for EVOX PMR5.0 @0.0909@63V 2 pcs
2a. C2255@100 n
changed for EVOX PMR5.0 @0.0909@63V

4. BC-1-1 K is switched between pins 2&3 of the L7805 regulator. Now, BC-1-1 K is
changed for RN70-976 @Sprague

09-02-17
1. Diodes of the bridge rectifier IN4003GP x 4pcs are changed for RGP10J,EGP10D,RGP10G,RGP15D, respective their part numbers in the cct diagram.
2. HF filtering capacitors of the DAC and these of the output before RCAs, e.g., C2505,06,13,14 @470pF are changed for Kemet 1 % of the same value.
3. C2507, C2508 K71-4@1 mcF are changed for
Nichicon ES MUSE BP@ 33mcF-50V.
_______________________________________________________________________________
После всего сделанного и по мере внесения изменений проводил тестовое прослушивание, которое полностью подтвердило отзывы поляка Lampizator. Хотя он пошел несколько по-другому: он ОУ на выходе менял на лампы. Я же выходной сигнал беру непосредственно с ЦАПа. И все!
Возможно, после отключения ОУ на выходе, появится ВЧ посторонний сигнал, как у меня. После замены штатных С на выходе ЦАПа и перед RCA, на гарантированные KEMET, этот ВЧ посторонний сигнал пропал (на слух), не инструментально.